«Часто руки знают, как распутать то, над чем тщетно бьется разум»
К.Г. Юнг
Песочная терапия — это направление арт-терапии, в котором используется песок и песочница, а в процессе терапии создаётся песочная композиция.
Первой этот метод применила в работе с детьми психотерапевт Маргарет Ловенфельд в начале 1920-х. Она называла его техникой мира. А в 1950-х швейцарский юнгианский детский психотерапевт Дора Калфф дала ему более аутентичное название — песочная терапия. Благодаря её методика получила широкое распространение. Дора небезосновательно считала, что песочные картины могут многое рассказать о душевном состоянии человека.
«Картина на песке может быть понята как трехмерное изображение какого-либо аспекта душевного состояния. Неосознанная проблема разыгрывается в песочнице, подобно драме, конфликт переносится из внутреннего мира во внешний и делается зримым»
Дора Калфф,«Sandplay», 1980
Благодаря возникающим символам мы можем реконструировать события прошлого, чтобы понять причины сегодняшних состояний и предположить их следствия, чтобы смело идти в будущее.
Песочная терапия работает с бессознательным, то есть с неосознаваемой нами частью психики. И поскольку детям трудно выражать свои чувства словами, то такой метод психотерапии им отлично подходит.
Во-первых, в песочнице — привычной для ребёнка среде — психологу легко найти с ним общий язык.
Во-вторых, детям, как правило, интересно играть с песком, и они не чувствуют давления со стороны психолога, а, наоборот, раскрываются, дают волю эмоциям и проигрывают волнующие их ситуации.
Несомненное преимущество данной техники в том, что ее можно использовать с самого раннего детства. Это позволит родителям узнать о том, как видит окружающий мир их малыш, чего он боится и о чем переживает. Все актуальные мысли ребенка покажут ожившие персонажи песочной игры.
Сеанс песочной терапии начинается с того, что психолог просит ребёнка построить свой мир с помощью игры с песком и различными фигурками. Созданное в итоге творение называется песочной композицией.
В кабинете, где проходит сеанс, есть много различных фигурок, с помощью которых возможно показать абсолютно любую сферу своей жизни.
Обычно сессия длится 50 минут: 30 минут из них отводят на создание песочной композиции, остальное время — на её обсуждение.
Пока ребёнок создаёт композицию, психолог не вмешивается, а просто наблюдает и поддерживает безопасную среду, в которой ребёнка принимают таким, как он есть. Уже на этом этапе можно отметить терапевтический эффект:
·Принятие и поддержка сами по себе благоприятно влияют на психику ребёнка.
·А проигрывание волнующих его жизненных историй можно сравнить с тем, как взрослые выговариваются на сеансе у психолога.
После того как композиция завершена, психолог расспрашивает ребёнка о ней и анализирует, что беспокоит маленького клиента, а потом, также в формате игры с песком, помогает ему найти выход из сложившейся ситуации.
Метод не имеет возрастных ограничений и может использоваться в работе с детьми, начиная с 2-х лет и до глубокой старости.
В подносе с влажным или сухим песком клиент располагает миниатюрные объекты и создает образы. Используя осязание, обоняние и зрение, он воплощает в физическую форму свои самые потаенные, сознательные и бессознательные мысли и чувства. Часто человек не может понять и вербализовать источник своих трудностей, боли или конфликта. Песочная терапия обеспечивает такому клиенту возможность представить в образах то, что происходит в его внутреннем или внешнем мире.
Дополнительное преимущество песочной терапии состоит в том, что она позволяет человеку рассматривать различные аспекты проблемы через символические объекты, которые могут изменяться. Этот процессигры помогает двигаться от ощущения зависимости от сложившейся ситуации к тому, чтобы стать создателем ситуации. Когда психолог доверяет бессознательному мнению человека, он открывает его собственную уникальную дорожку к самооткрытию.
Песочная терапия обеспечивает доступ к самому ядру души. В образах представляется то, что происходит во внутреннем и внешнем мире. Это конкретное, заметное проявление подпорогового материала приносит осознание того, что прежде подавлялось или было непонятным.
Песочная терапия принимает много форм. Работа в песке помогает клиенту основательно сосредоточиться на себе и вернуться к проблеме, которая нуждается в терапии. Одна из причин этого состоит в том, что большинство людей в детстве играли в песке. Песочная терапия часто возвращает человека к памяти детства.
Нет никакого «правильного» пути или «правильного» результата. Важно доверять тому, что каждый клиент сделает в тот или иной момент. Это понимание позволяет психологу быть открытым для принятия того, что человек испытывает.
Поднос с песком — мощный инструмент:
·Взаимодействие с песком завлекает и завораживает.
·Позволяет гармонизировать (упорядочить) внутренний душевный хаос.
·Создает положительный эмоциональный настрой.
·Позволяет обратиться к реальным проблемам, которые затруднительно обсуждать вербально.
·Даёт возможность проработать мысли, эмоции, чувства, ощущения, которые человек привык подавлять и выразить их в социально приемлемой форме.
·Помогает найти пути выхода из сложной жизненной ситуации.
·Способствует творческому самовыражению, развитию воображения, эстетического опыта, практических навыков изобразительной деятельности, художественных способностей.
·Повышает уровень адаптации к стрессу и новым жизненным ситуациям.
·Способствует повышению самооценки и адекватного принятия себя в социуме.
·Снижает уровень утомления, тревожности, других негативных эмоциональных состояний и уровень их проявления.
·Опирается на здоровый потенциал личности, внутренние механизмы саморегуляции и исцеления.
·Способствует отреагированию негативного эмоционального опыта в процессе творческого самовыражения.
·Стимулирует эффективное развитие мелкой моторики, восприятия, памяти, мышления, речи, коммуникативности.
·Активизирует внутренние ресурсы, механизмы саморегуляции и самоисцеления.
·Действенна и достаточно эффективна в коррекции многих отклонений и нарушений личностного развития.